Производство железобетонных изделий в Санкт-Петербурге
СПб, 5-я линия В.О., д.70, стр. А, оф. 19Н
Пн-Вс 8:00-23:00
0
0

Как укладывать дорожные плиты

Альтернативой технологии асфальтирования дорог является укладка дорожных плит – железобетонных изделий, позволяющих выполнит работы оперативно и просто. Такое решение известно на протяжении уже многих лет, но до сих пор не потеряло актуальности. Его можно использовать для частного строительства, обустройства стройплощадок и общественных дорог с различной предполагаемой нагрузкой. Требования к плитам и технология их укладки урегулированы соответствующими ГОСТами, техническими нормативами. Мы предлагаем рассмотреть этот вопрос подробнее и разобраться в том, как лучше работать с железобетонным покрытием.

Характеристики дорожных плит

Согласно нормативной документации, дорожные плиты представляют собой железобетонные изделия плоской прямоугольной формы с толщиной 14–18 см, изготовленные на основе арматуры (напряженной или ненапряженной). Использование в производстве стальной арматуры позволяет укрепить конструкцию и продлить срок ее эксплуатации. Применяются прутья разных классов, о чем будет указано в технических характеристиках изделия.

Поверхность ЖБИ плит может быть рифленой или гладкой. Наибольшее распространение получили рифленые решения, так как обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью в условиях гололеда или наморози. Но если основная эксплуатация дороги планируется для гусеничного транспорта, лучше подойдет гладкая поверхность.

На торцевых гранях предусмотрены монтажные петли для удобства работы с плитой при транспортировке и монтаже. Петли посажены в специальные углубления, что позволяет исключить их выход на внешнюю поверхность. Однако возможна поставка изделий и без монтажных захватов.

Производство дорожных плит предполагает выпуск большого количества типоразмеров: в форме прямоугольника, трапеции или шестиугольника, с разной толщиной и болтами, допустимой нагрузкой. Помимо стандартных изделий, можно приобрести конструкции под заказ с индивидуальными параметрами. Возможны даже разные цветовые решения и текстура поверхности, что пригодится для декоративного оформления территории, например.

Если говорить о характеристиках бетонных плит в целом, можно выделить такие основные особенности:

  • производство из бетона высоких марок, которые характеризуются высокой устойчивостью к нагрузкам. Как правило, материал имеет плотность 2200–2500 кг/м и класс морозоустойчивости F150, W2;
  • вес одной конструкции, как правило, начинается от 2,2 тонн, поэтому для ее подъема и укладки нужна специальная техника;
  • способность выдерживать нагрузку в пределах от 10 до 30 тонн, с указанием данного параметра в маркировке изделия;
  • диапазон типовых размеров в длину от 1,75 до 3 метров, в ширину – от 1,5 до 3,75 метров, хотя возможно производство и более мелких плиток. Например, для пешеходных садовых дорожек подойдут модели шириной 50–80 сантиметров;
  • необходимость хранения исключительно штабелями высотой до 2 метров. Первая плита укладывается на прочную и ровную поверхность, остальные – друг на друга, через деревянные прокладки.

Все параметры изделия прописаны в его маркировке, для расшифровки можно обратиться к профессионалам. Основа изделия – использованные бетон и арматура – определяют прочность, устойчивость к воздействиям и, соответственно, допустимые сферы использования. Если вы затрудняетесь с выбором, также стоит проконсультироваться у специалистов.

Преимущества и сферы использования железобетонных плит

В качестве дорожного покрытия железобетонные изделия нашли широкое применение. Они обладают целым набором преимуществ, способствующих этому:

  • возможность быстрого монтажа с применением небольшого количества спецтехники;
  • продолжительный срок эксплуатации, который составляет от 25-ти лет;
  • готовность покрытия к использованию сразу после его установки;
  • допустимость повторного применения изделия. Так, если в дороге отпадает необходимость, плитки можно поднять и при условии их целостности уложить снова. Прочность от повторного монтажа ниже не станет, зато получается существенная экономия средств и материалов;
  • большая экологичность по сравнению, к примеру, с асфальтным покрытием, в состав которого входят вредные для окружающей среды смолы;
  • устойчивость перед большими нагрузками и любыми атмосферными воздействиями на протяжении всего срока эксплуатации;
  • разнообразие типоразмеров и ассортимент изделий, позволяющий подобрать оптимальное решение для поставленной задачи;
  • сравнительно доступная стоимость материала.

Подобный набор преимуществ делает сферу использования бетонных плит действительно разнообразной. Они подходят для обустройства временных дорог на строительных площадках и используются в качестве альтернативы в период ремонта основных путей, прокладки стоянок и автотрасс постоянной эксплуатации, подъездов к промышленным предприятиям и жилым домам, загородных дорог, оформления площадок для отдыха, садовых и парковых дорожек, тротуаров. Главное – подобрать решение с подходящими характеристиками и соблюсти технологию его укладки.

Кроме того, конструкция может служить основой для заливки дорожного полотна асфальтом. Так покрытие получается еще более прочным и долговечным.

Как производятся дорожные плиты

Для лучшего понимания конструкции и специфики взаимодействия с бетонными плитами разберемся, в общих словах, в технологии их изготовления. Производственный процесс включает в себя несколько этапов, по мере прохождения которых изделие приобретает итоговые свойства. Проходит изготовление следующим образом:

  • подготавливается типовая металлическая форма под заливку бетоном – тщательно очищается от старого состава, обрабатывается антикоррозийными растворами и составами, предотвращающими сцепление металла с бетоном при застывании;
  • в форму укладываются два ряда арматурной сетки и фиксируются на определенном расстоянии одна от другой;
  • поверх сеток заливается бетонный раствор, после чего выравнивается и уплотняется вибрированием, чтобы избавить готовое изделие от пустот и сделать его более плотным;
  • происходит «запекание» конструкции– помещение ее в специальную камеру под воздействие высокой температуры, что также усиливает итоговую прочность;
  • готовая плита извлекается из формы и проходит тестирование на соответствие стандартам качества, маркируется и отправляется на склад для хранения.

Как можем видеть, технологический процесс несложный, с небольшим набором производственного оборудования. Простота изготовления подобного изделия также способствует его распространению, обеспечивает приемлемую цену и определяет собой технологию монтажа на местности.

Особенности укладки железобетонной плиты

Чтобы все преимущества дорожных плит реализовались, нужно, во-первых, правильно подобрать изделие. Для этого учитываем предполагаемые нагрузки (пешеходные, обычные автомобили, грузовые машины или спецтехника), нужную ширину, предположительный срок эксплуатации и составляем проект. А во-вторых, соблюсти технологию укладки по строительным нормативам.

Тут сразу же есть небольшая оговорка – технология рассчитана на постоянную и долговременную эксплуатацию плит, поэтому предполагает строгую последовательность действий. Если вам нужно сделать временную дорогу и вы планируете ее демонтаж в ближайшее время, некоторыми этапами можно пренебречь. Какими именно, разберемся при детальном разборе.

В принципе, смонтировать дорожное покрытие можно своими силами. Взять в аренду спецтехнику и воспользоваться составленным самостоятельно (или профессионалами) проектом. Но если перед вами такая задача ставится впервые, лучше воспользоваться услугами строительной бригады, которая точно выполнит все по правилам, в минимальные сроки. Вам останется только принять работу и наслаждаться новенькой дорогой. Это в разы удобнее и практичнее, но поинтересоваться процедурой все-таки тоже нужно, чтобы понимать, что именно происходит на каждом этапе. Это позволит проконтролировать процесс укладки и быть полностью вовлеченным в процесс.

Монтируется любая дорожная плита в такие этапы:

  • составление проекта прокладки дороги и прокладка главной оси, которая будет центром полотна и основой для подготовки местности;
  • подготовительные работы для укладки – снятие верхнего слоя грунта и прокладка траншеи;
  • обустройство нижнего слоя – своеобразной «подушки» для плит из песка, щебня и геотекстиля;
  • непосредственно укладка плит на подготовленную поверхность;
  • заделка швов между отдельными элементами.

Теперь о каждой процедуре более детально.

Подготовка к монтажу дорожных плит

Начинаем укладывать железобетонные изделия всегда с составления проекта, после чего делаем соответствующую разметку на местности, чтобы грамотно подготовить место для монтажа. Здесь действует одно главное правило: монтировать материал прямо на землю нельзя, для этого нужно сформировать правильную «подложку». Это составляет половину успеха и гарантии долговечности полотна. Нарушения на данном этапе приведут к быстрому выходу пути из строя.

Но тут же есть и первое исключение. Если имеет место монтаж дорожной плиты для краткосрочного использования, допускается ее укладка прямо на прочный, выровненный грунт. В остальном подготовка основания предполагает:

  • снятие верхнего слоя почвы и первичное выравнивание земли по уровню с сопутствующим уплотнением;
  • прокладывание траншеи посредством привлечения спецтехники по сделанной разметке. Глубина траншеи считается от уже выровненного слоя и должна быть примерно 25–35 сантиметров. При работе в низменностях, глиняном или заболоченном грунте нужно выкапывать глубже – минимум на 50 см;
  • укладку на дно траншеи специального материала, предотвращающего вымывание почвы в дальнейшем и прорастание сорной растительности – геотекстиля. Соблюдение данной технологии добавляет очки сроку пользования бетонной плитой. Если для вас это не играет особой роли, земля не склонна к размыванию или есть какие-то другие причины – этот пункт можно пропустить. Однако! «можно» – не значит «рекомендуется»;
  • заполнение траншеи песком и щебнем (поочередно, а не смесью материалов). Заполнить котлован нужно примерно на 65–75% глубины. Сначала насыпаем щебень (35–40%), затем песок (оставшийся процент). Если переводить в сантиметры, нужно отталкиваться от назначения дороги. Как правило, слой щебенки идет от 5 до 20 сантиметров, а песка – от 10 до 20 сантиметров. Для этих целей лучше подходит карьерный песок, менее пылевой и ползучий, если сравнивать его с речным;
  • утрамбовка и уплотнение песочного слоя. Поливаем песок водой и уплотняем при помощи выброплиты или виброкатка (оптимален для больших площадей). Здесь же выравниваем слой, чтобы дорожные плиты также смогли лечь на нее идеально ровно.

На этапе подготовки не забываем о ливневых системах. Нужно с учетом рельефа предусмотреть небольшой уклон дорожного полотна, чтобы дождевые и талые воды стекали с него, не образовывая луж. Можно также запроектировать постановку лотков ливневой канализации и приступать к монтажу плит из бетона.

Установка дорожной плиты

Для монтажа дорожных плит необходима подъемная техника – самостоятельно поднять блоки, которые вест несколько тонн, точно не получится. Для выставления уровня под укладку натягиваем шнур. Делаем это вдоль обочины будущей дороги и не пропускаем данный этап, иначе может существенно пострадать ровность.

Поднимаем первую конструкцию и укладываем по шнуру. Это нужно сделать строго параллельно песочному слою, чтобы не нарушить его выровненную поверхность. Далее кладется соседняя плита – важно делать это последовательно, одна за другой, а не оставлять промежутки как в мозаике.

Допускается монтаж изделий с зазорами или стык в стык. В оставшиеся щели нужно засыпать песок и пролить его водой, что позволяет укрепить конструкцию и дополнительно предотвратить прорастание травы из нее. При необходимости щели между дорожными плитами можно также забетонировать.

При укладке допускается заезд техники на уже положенное изделие. Это ему ничуть не повредит, наоборот, поможет больше утрамбовать.

После выкладки всех плит дорога считается смонтированной и практически готова к использованию. При необходимости добавляются бордюры, ливневки, декоративные элементы.

Обратим внимание еще на один нюанс монтажа дорожных плит – описанная технология является классической и называется «сухой». Имеется альтернатива, которая применяется для обеспечения более жесткого сцепления – «мокрая» укладка. Она предполагает выкладку плит не просто на песок, а на цементно-песчаный раствор. Так верхняя часть хорошо схватывается с основанием и является более прочной.

Еще один способ упрочнения – сваривание монтажных петель отдельных железобетонных конструкций между собой. В данном случае дорожные плиты выкладываются петлями друг к другу, после монтажа выполняется последовательная сварка. В результате полотно получается более устойчивым, с минимальным риском сдвига его элементов.

Получите расчет стоимости товара по телефону!
Оставьте заявку на сайте и получите рассчет полной сметы через 30 минут!
поля, отмеченные (*) - обязательны для заполнения
Корзина0